🚫 Разговор между двумя людьми: - Ой, поскорее бы этот год закончился, он был таким плохим, столько жизней знакомых унес, столько бед принес ( - А мне наоборот этот год понравился, он подарил нам сына! • Пророк ﷺ сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Сын Адама наносит Мне обиду, понося время, тогда как Я и есть время Я создал время и Я управляю как временем, так и всем тем, что с ним связано, всё в Моих руках, и по (Моей воле) день сменяет собой ночь!”» (Этот хадис передали аль-Бухари 4826, Муслим 2246, Абу Дауд 5274) • В другой версии говорится: «Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах есть время». (Муслим 2246, Ахмад 2/395) Сказал имам ан-Навави: "Арабы ругали время, когда приходили испытания, дожди, трудности с ними, когда старели они, когда был ущерб в имуществе и т.п. Они говорили: «какое неудачное время» (что за время, плохие времена!) и т.д.. И Аллах Всевышний сказал: «Не ругайте время» — т.е. не ругайте Того, Кто ниспосылает дождь, испытания и т.д., так как если вы будете ругать Того, Кто посылает это, то это будет ругань Аллаха Всевышнего, поскольку всё это делает Он. А что касается времени, то это лишь время, оно сотворено, сотворил его Аллах". (См. «Усулюль-иман») ❗Человек ругает время, либо же наоборот, приписывает времени какие-то положительные способности, как дарование детей, благополучия, успеха и тому подобное, хотя время не властно над происходящими событиями и ничего не творит! Всем в этом мире распоряжается лишь Господь миров! Ругая время, человек ругает Великого и Могучего Аллаха, потому что Аллах творит во времени, что пожелает, руководствуясь своей божественной мудростью. Он чередует день и ночь, из которых состоит время. Ни день, ни ночь не влияют на события, и, если человек ругает их, он фактически ругает Того, Кто их чередует. ПОЛОЖЕНИЕ РУГАЮЩИХ ВРЕМЯ ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО КАТЕГОРИЙ: ▪ Первая: Если человек ругает (или наоборот хвалит) время, причисляя события непосредственно к нему, т.е. имея убеждение, что время само по себе может принести пользу или нанести вред. Например, человек имеет убеждение, что это непосредственно само время лишило жизни людей, наслало несчастье, либо наоборот, даровало детей и благополучие. И это считается убеждением невежественным и относится к большому неверию. Потому что это является причислением дел и предопределений не Аллаху, а поэтому является несправедливым приравниванием к Аллаху этого времени тем, что он возвеличил время помимо Аллаха, причислив ему подобные великие качества, подняв его до того уровня, до которого ему нельзя было его поднимать. Поэтому, кто ругает время, имея такое убеждение, является многобожником. ▪ Вторая: Если человек ругает время, имея в виду Аллаха Всевышнего. Т.е. на самом деле имеет намерение ругать Самого Аллаха, потому что в сердце содержит гнев к Самому Аллаху за то, что Он предопределил это событие. Нет сомнения, что подобный человек является неверующим. ▪ Третья: Если какой-либо мусульманин ругает время, не имея в виду Аллаха, и зная, что время само по себе не владеет никакими событиями, но попадает в подобное порицаемое дело из-за беспечности по отношению к тому, что содержит его ругань. В таком случае это будет считаться одним из больших грехов. И указывает на очень слабую веру (иман) в предопределение Аллаха. Поэтому и говорит Аллах: «а Я (есть) время – в Моей Руке воля, переворачиваю ночь и день». Слова «Я (есть) время», означают: «Я Создатель времени», потому что далее сказал: «в Моей Руке воля, переворачиваю ночь и день», а ночь и день относятся ко времени. Получается смысл: «Я Создатель времени, и только Я имею волю и мощь распоряжаться в нём, и только Я предопределяю события». В основном мусульмане, у которых случается подобное проявление недовольства по отношению к событиям, находятся на этом третьем положении. Т.е. это у них не доходит до большого неверия, но является признаком слабого имана (веры). А положение ругающего отличается по его намерению и убеждению. В первых двух положениях это большое неверие и большое многобожие, выводящее человека из Ислама. А в третьем случае, если исходит подобное от мусульманина, то это большой грех и малый ширк (многобожие). ➡ Из этой главы извлекаем большую пользу, осознав то, что всё происходящее из благого и дурного происходит по воле Одного Аллаха, по Его мудрому распоряжению и управлению. И нет у Него в этом никакого соучастника. То, что Он хочет – будет, а то, что Он не захочет – не будет. И является обязательным для мусульманина восхвалять Его в любом случае, и является обязательным думать о Нём всегда хорошо, и возвращаться к Нему с покаянием. Как сказал Аллах: وَبَلَوْنَٰهُم بِٱلْحَسَنَٰتِ وَٱلسَّيِّـَٔاتِ لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ "Мы (Аллах) подвергли их испытанию злом и добром, - быть может, они вернутся на прямой путь". (Священный Кур'ан 7:168) --------- Следует знать, что человек не ругает время, если он просто называет год тяжелым, день – черным, а месяц – неудачным, потому что эти эпитеты связаны с конкретными обстоятельствами. Например, человек говорит: "Сегодня был неудачный день". Эти слова означают, что день оказался неудачным для конкретного человека или доставил много неприятностей конкретному человеку. Следовательно, характеризуя промежуток времени таким эпитетом, человек фактически характеризует произошедшие в течение него события и свое положение. Он не характеризует непосредственно время, расхваливая или понося его. 📚 Материал взят с книг: (1) "Предел желающего"; (2) "Аль-Иман" Абу Хамзы аль-Башкурди, с небольшим дополнением и корректировкой. #таухид_Умм_Малика

Теги других блогов: мудрость время Ислам